Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика
  • top

    На портале regulation.gov.ru размещён проекта документа № 02/04/12-19/00097684, наглядно показывающий, что за последние три года «законотворчества» наёмных «экспертов отрасли» и прочих разных «аналитических центров» не возымели результата.

    О чём речь? Сейчас узнаете!

    Размещённый под указанным номером проект имеет громкое название «Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, и некоторые законодательные акты Российской Федерации» и по замыслу создателей должен вступить в силу с 01.01.2021 года.

    Любопытствующие могут обратиться к первоисточнику, а мы раскроем предлагаемые изменения и прокомментируем документ в целом.

    Разработчиком документа является Минстрой. В сводном отчёте оценки регулирующего воздействия прямо указано, что изменения нацелены на решение проблемы, которую разработчик сформулировал как «отсутствие достаточного правового регулирования». Так ли это на самом деле? Далее поймёте, почему это, мягко говоря, далеко от правды.

    Основанием для разработки документа авторы указали п. 3 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

    Напомним, что указанный пункт «Дорожной карты» предусматривает принятие федеральных законов, устанавливающих обязательные требования в отдельных сферах или вносящих изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

    Осилили всю глубину этих глубин? Как сказал вышеупомянутый Д.А. Медведев в 2009 году во время заседания комиссии по модернизации экономики, «Всё, что я говорю, в граните отливается»…

    Исключение установления изъятий это, видимо, запрет ограничения гражданских прав. Но как красиво сказано…

    К делу. В проекте предлагается внести изменения в ЖК РФ и Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Почитаем?

    Во-первых, органы госвласти РФ в области жилищных отношений (угадали, кто?) получают полномочия по контролю «за соблюдением требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг). Для этого в ст. 12 ЖК РФ вводится п. 17.4 соответствующего содержания.

    Напомним, что сейчас нормативы устанавливают на региональном уровне. Федерация получает право контролировать состав и обоснованность размера установленного норматива. Насчёт «состава» понятно; есть Постановление № 306, где чётко изложено, что и как считать. А вот «обоснованность размера» — сомнительное новшество. Дело в том, что если считать так, как предписано в Постановлении № 306, размер норматива не может быть необоснованным.

    Если авторы законопроекта полагают, что региональные власти могут хитрить даже действуя строго по инструкции (ПП 306), то мы смеем ответить, что наделение всем известного ведомства новым полномочием необязательно; есть не только положительная судебная практика по оспариванию региональных НПА по вопросу нормативов, но и органы прокуратуры, которая давно и упорно надзирает за соблюдением законодательства. В цивилизованном государстве протеста прокурора должно быть достаточно для того, чтоб авторы «необоснованного размера норматива» опомнились… Не так?

    Во-вторых, и это связано с «во-первых», региональные органы ГЖН лишаются полномочий по выявлению и пресечению «нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)», «требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования», «соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы». Соответствующие положения исключаются из ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

    Упоминание о «фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)» исключается из перечисленных в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ оснований для внеплановой проверки органами ГЖН.

    Вроде всё понятно, да только смущают слова про наёмные дома социального использования: никому пока данный вопрос не передан, повис в воздухе. Кстати, а есть ли в стране «наёмные дома социального использования» вообще? Кто знает, отзовитесь.

    Что радует (пока), так это исключение полномочия регионального ГЖН проверять соблюдение предельных индексов изменения размера платы. Речь не об индексации как таковой, тут всё пока плохо, а о том, что случаются предписания о перерасчёте платы именно ввиду превышения предельного индекса. Один такой случай был рассмотрен в блоге недавно.

    В-третьих, и это основное изменение, муниципальный жилищный контроль исчезает полностью. Авторы законопроекта предлагают исключить части 1.1, 2.1, 2.2 ст. 20 ЖК РФ, вычеркнуть упоминание МЖК из частей 3, 4.2 ст. 20 ЖК РФ.

    Соответствующее изменение предлагается также внести в п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, — исключить из числа вопросов местного значения муниципальный жилищный контроль.

    В связи с этим хотим отметить, что существующие «муниципальные жилищные инспекции» должны быть распущены за ненадобностью. С чиновниками, впрочем, ничего страшного не случится. Вряд ли мы сможем наблюдать на бирже труда наплыв бывших муниципальных чиновников, оказавшихся безработными…

    В-четвёртых, нововведение для тех, кто окончательно запутался в подлинниках и копиях протоколов общих собраний и в том, кому передавать копию, а кому оригинал. Инициатор ОСС будет обязан представить копию протокола и решений в управляющую организацию, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива.

    Мы со своей стороны смеем заметить, что авторы не учли «подставу» ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ:

    «Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет».

    Таким образом, инициатор ОСС передавать в управляшку/ТСЖ будет копии, а те уже как-то будут «рожать» для органа ГЖН оригиналы…. И то верно, зачем СРАЗУ писать хорошие законопроекты? Можно же ж процесс на годы растянуть… Точечно править ЖК РФ, не дочитывая даже до ч 1.1 той статьи, которую хочешь поправить…

    Усугубляется ситуация вот чем. Сейчас инициатор ОСС при непосредственном способе управления МКД передает подлинник протокола и решений в орган ГЖН. Так вот авторы законопроекты предлагают данное положение из ч. 1 ст. 46 ЖК РФ исключить. Кому понесёт и что понесёт инициатор, живущий в МКД «на непосреде»? Видимо, это мелкий вопрос для гигантов мысли и отцов демократии.

    В-пятых, обязанность ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию реестра членов ТСЖ в орган ГЖН предлагается отменить, исключив данное положение из п. 9 ст. 138 ЖК РФ.

    Вероятно, оно и правильно. Мы живём в цифровую эпоху и не тащим в чужие кабинеты всякую ересь. Мы её засунем прямо в ГИС ЖКХ, например… А почему нет?

    В-шестых, и это бомба, так что приготовьтесь, обопритесь на жёсткое. Если стоите, сядьте. Если сидите, лягте, чтоб не упасть со стула от истерического хохота… КР СОИ будет выведен из состава платы за содержание. Нет, обратно коммунальной услугой КР СОИ не станет.

    Для нанимателя и для собственника плата «за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» становится отдельной строкой.

    Соответствующие изменения предлагаются в п. 2 ч. 1 и п. 1. ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (исключают оттуда КР СОИ). Вводятся п. 2.1 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ и п. 1.1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (отдельное указание КР СОИ).

    Почти возвращение блудной коммуналки…. Ни в коммунальных услугах, ни в содержании КР СОИ так и не прижился. Так и быть, побудет пока отдельной строчкой в платёжках….

    В-седьмых, ч. 10 ст. 161 ЖК РФ предлагается официально признать умершей утратившей силу. Нерабочий труп лежал в ЖК РФ полгода…

    В-восьмых, (и тут мы вспомним, что МКЖ исчезает), муниципалитеты теряют право внеплановой проверки управляющей организации по жалобам о невыполнении договора управления с последующим инициированием ОСС для принятия решения о расторжении договора управления. Соответственно, ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ предлагают исключить.

    Да, это связано с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, поняли? Теперь ОМСУ не помощник ретивым собственникам.

    В-девятых, с ОМСУ, управляющих организаций и ТСЖ снимут обязанность предоставлять гражданам по запросу информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

    С муниципалитетов к тому же предлагают снять обязанность предоставлять гражданам по запросу информацию о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение.

    Соответственно, ч. 2 и ч. 3 ст. 165 ЖК предлагают исключить.

    Выглядит логично. Приветствуем предложенное изменение, ибо это избавит нас от необходимости отвечать на заявления «дайте-мне-всю-информацию-за-сто-лет-с подробным-обоснованием-и-заверенными-копиями-всех-бумаг».

    В-десятых, и это положит страшный конец дилетантам в органах управления ТСЖ. Предлагается установить обязанность председателя правления ТСЖ иметь квалификационный аттестат. Соответственно, прямое указание будет в ч. 1 ст. 202 ЖК РФ.

    Мы только «за». Это позволит отсеять откровенных «граждан СССР» и «я-сама-юрист-сто-лет-стажа» от управления ТСЖ. Ожидаем, что «кадры» будут омоложены, а косвенно можем ожидать, что до членов правления каждого ТСЖ дойдёт, какого качества законы действуют.

    P.S.: Регуляторная гильотина явно промахнулась. Цель не достигнута, проблема «отсутствия достаточного правового регулирования» решена варварски: вместо наведения порядка «на нижних этажах» предложено «пустить в расход» муниципальный жилищный контроль, заодно и часть полномочий забрать у регионов «наверх»… Перекладывание «из штанины в штанину» КР СОИ и аттестация председателей ещё живых пока ТСЖ погоды не делают.

    Возможно, что мы ошибаемся. Ведь уже есть Законопроект № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Именно он предлагается как один из краеугольных камней прекрасной системы, работающей чётко и оперативно.

    Однако, у нас обоснованные сомнения в том, что это получится. Люди, не разобравшиеся в оригиналах и копиях протокола ОСС в рамках одной статьи ЖК РФ, неспособны ни на что.

    https://burmistr.ru/blog/mysli-vslukh/goryachaya-desyatka-ot-minstroya-obsuzhdaem-proekt-popravok-v-zhk-rf/

    Posted by admin @ 11:11 дп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>